Биармия

 

Биармия – таинственная земля на Севере, известная своими мехами, серебром и мамонтовой костью. Историки и исследователи ведут споры о том, где находилась эта страна, и кто там жил. Предполагают, что это скандинавское название земель на юге Белого моря или окрестностей Северной Двины, или Пермского края. А может быть, это страна тянулась вдоль побережья Белого моря и до самого Урала, а может быть, и за Урал.


Биармия - страна русского медведя

Я читала о Биармии разные исследования, и подтверждающее существование этой страны, и опровергающее. Вот на счёт опровергающего…

Андрей Никитин опровергает утверждение, что Биармия – это Северная Россия. Чтение этого опровержения вызвало некоторое недоумение и вопросы. Я не историк и не собираюсь лезть в исторические дебри, но вопросы всё-таки озвучу – вдруг у кого-то есть на это ответы.

Андрей Никитин пишет:

Чтобы не повторять всё то, что изложено мною в предшествующих работах, заранее сообщаю: ни на Кольском полуострове, ни на берегах Белого моря, ни в Подвинье, ни в Пермской губернии, ни в Заволочье, ни на Карельском перешейке, о котором писал В.Н.Татищев19, никакой «Биармии» никогда не существовало, поскольку ни на одной из этих территорий до сих пор не обнаружено каких-либо предметов скандинавского происхождения IХ-ХI вв, равно как и находок, которые сколько-нибудь могут соответствовать сведениям скандинавских и североевропейских источников о Биармии и биармийцах.

Логика потрясающая. Если не нашли, значит и не было. Но, скандинавы были в Биармии гостями и ворами, судя по сагам. Воры стараются после себя следов не оставлять, как, впрочем, и гости. Но свидетельства контактов древних жителей Кольского полуострова и жителей Балтии и Скандинавии всё-таки есть. На стоянках в Ловозерье найдены кремневые изделия из Скандинавии и подвески из янтаря. Да и клады, найденные в Архангельской области, говорят о том, что контакты со Скандинавией у жителей Русского Севера были.

Вместе с тем, определение действительного местоположения и содержания Биармии/Бьярмаланда скандинавских саг переводит все утверждения о плаваниях скандинавов в Белое море и в устье Северной Двины ранее начала XV в. в разряд политических спекуляций

Возникает вопрос. Викинги ходили в Гренландию, Исландию, в Британию, во Францию, Америку и даже страны Средиземноморья задолго до 15-го века, но на восток раньше 15-го века они не совались?.. Они боялись или их кто-то не пускал? Кто? Таможня? Моржи?

первое появление норвежцев в Белом море отмечено только в 1419 г.

Тут стоит уточнить – первое задокументированное…

Более того, расчет возможной скорости разведочного плавания Отера/Оттара на север вдоль побережья Норвегии в неизвестных ему шхерах, продолжавшийся в своем «чистом виде», т.е. не считая вынужденных стоянок, всего 15 дней (не суток, как то обычно считают), убеждает опять-таки в том, что он не мог продвинуться на восток далее Варангерфиорда.

Цитата из саги о путешествии Оттара:

Тогда он поехал прямо на север вдоль берега, и в течение трех дней на всем пути оставлял он эту необитаемую землю по правую сторону [от корабля], а открытое море — по левую. И вот оказался он на севере так далеко, как заплывают только охотники на китов. Тогда он поплыл дальше на север, сколько мог проплыть [под парусом] за следующие три дня. А там то ли берег сворачивал на восток, то ли море врезалось в берег — он не знал; знал он только, что ждал там северо-западного ветра и поплыл дальше на восток вдоль побережья столько, сколько смог проплыть за четыре дня. Потом он должен был ждать прямого северного ветра, потому что то ли берег сворачивал прямо на юг, то ли море врезалось в берег — он не знал. И поплыл он оттуда прямо на юг вдоль берега столько, сколько он смог проплыть за пять дней.

Первый вопрос – если Оттар дошёл не дальше фьорда Варангер, то, как он шёл? Оттар вышёл из Тромсё и отправился на север. В отчёте указано – 6 дней на север, 4 дня на восток и 5 дней на юг. Вот примитивная схема.


Понятно, что на север он шёл более извилистым путём, но... Пять дней от Вардё до окончания Варангерфьорда?.. Судно Оттара шло под парусом, значит, он не останавливался на перекуры – пока ветер есть, нужно идти. Значит, он дождался ветра, взял воду и пошёл. И он не стал бы останавливаться, пока дует ветер и у него на судне есть вода и еда, а на берегу нет ничего интересного.

Второй вопрос – по поводу дней, а не суток. В мае на наших широтах начинается полярный день. Даже окончившие школу жители юга и средней полосы России с трудом представляют себе, что такое полярный день.

Фотография сделана 27 мая в 01.52

 

Каждый северянин хоть раз в жизни убеждал южан, объясняя, что такое полярный день. Так вот. Начиная с мая на наших широтах нет ночи. В принципе. Значит, Оттар мог спокойно идти круглосуточно и видеть берег справа. Как считал дни Оттар, живший за Полярным кругом и знавший, что такое полярный день? Как считал дни писец, живший в Англии и понятия не имевший о полярном дне?

Третий вопрос – за 15 дней нельзя дойти из Тромсё до устья Северной Двины (Архангельска)?

Скорость драккара (мах) – 10-12 узлов, снеккара – 15-20 узлов (мах).

Даже если суда Оттара шли со скоростью 7 узлов и только «днём» по 10 часов в день, могли ли они за 9 дней дойти от Нордкаппа до Архангельска, преодолев около 1100 км?

7 узлов х 1,852 км х 10 часов х 9 дней = 1166,76 км

Кстати, автор не говорит о том, что Оттар не был в Биармии, а говорит о том, что Биармия была в другом месте.

Итак, суммируя изложенное, хочу еще раз повторить, что в земле «беормов» Отера/Оттара, «Бьярмаланде» скандинавских саг и «Биармии» датских хроник со «святилищем Йомали» с наибольшей вероятностью следует видеть побережье Рижского залива («Гандвик») и низовья Западной Двины (Вины/Дуны), а под «бьярмами» — обитавших там ливов (и, возможно, куронов/куршей).

Из рассказа Оттара:

Вскоре он поехал туда не только для того, чтобы увидеть эти края, но и за моржами, потому что у них на зубах очень хорошая кость

За моржами?.. В Прибалтику?.. Нет, ну всё в мире может быть, конечно…