Главная География Аэродром Килпъявра

Аэродром Килпъявра

До 1963 года в Мурманске был травяной аэродром. С появлением гражданских реактивных самолётов старая полоса стала непригодной для использования. В Мурмашах стали строить новую полосу, а на время строительства аэропорт перебазировался в Килпъявр, чей военный аэродром на 13 лет превратился в военно-гражданский, и по очереди принимал военные и гражданские самолёты.

На краю поля, подальше от истребителей-перехватчиков был построен «аэровокзал» системы «барак», где находился зал отлёта-прилёта и буфет, в котором можно было  купить невероятный по тем временам дефицит: осетрину и армянский коньяк, потому мурманчане не ленились ездить за 55 км, чтобы проводить уезжающих родственников.

Именно в Килпъявре приземлился Ил-18 с Гагариным на борту, когда первый космонавт в декабре 1965 года прилетел с визитом в Мурманск. Почему Гагарин прилетел на Ил-18, а не на современном Ту-124? Буквально за месяц до прилёта Гагарина, 10 ноября, при заходе на посадку в Килпъявре разбился ТУ-124В. Катастрофа произошла из-за нескольких факторов, которые по отдельности, может быть, и не сыграли роковой роли, но собранные вместе….

Пилот вышел из поворота раньше, чем было нужно. Диспетчер, называя расстояние до ближнего приводного радиомаяка, ошибся на 400 метров. В районе этого маяка самолёт попал в снежный заряд. Командир перепутал огни маяка с началом взлётной полосы, потому что там не было огней подхода. В итоге, самолёт сел на озеро и, развалился на части. Тогда погибли 2 члена экипажа из 7 и 30 пассажиров из 57 человек, находившихся на борту.

Схема крушения с сайта airdisaster.ru

 

Про эту катастрофу, конечно же, в газетах не писали, но чтобы не рисковать бесценным пассажиром, ТУ-124 заменили на Ил-18, пусть и устаревший, но зато, надёжный. Кстати, когда Гагарин подлетал к Килпъявру, тоже был снег зарядами и экипаж хотел уходить на другой аэродром, но Гагарин всё-таки служил на севере и знал наши условия. Он сказал, что стоит подождать и погода будет. Так оно и случилось.

После открытия новой полосы в аэропорту Мурмаши, Килпъявр снова стал только военным аэродромом. Полосу модернизировали в 1985, подготовив её для приёма Су-27. В 2001 году в Килпъвр был переведён полк из Африканды.