Главная История Дорога № 509

Дорога № 509

Согласно данным общества Мемориал, строительство этой дороги началось с секретного Постановления Совета Министров СССР. Было запланировано построить железную дорогу от станции Апатиты до Поноя, через Кейвы, сделав ответвление к бухте Йоканьга и на посёлок Лесной.

Стройку передали в ведение МВД, у которого было очень много бесплатной рабочей силы. Предполагалось, что строить будут 15 военно-строительных батальонов и 5 000 заключённых. Вот только стройка собственно самой дороги началась не в 1951 году, а только в 1952-м. Всё время чего-то не хватало. Или жилья для рабочих, или самих рабочих, или машин, или рельсов. В результате трассу до 110-го километра построили, но рельсы проложили не на 50 км, а только на 39,5 и поезда до реки Кицы так и не пошли, но туда была проложена постоянная линия связи.

Только к 1953 году был кое-как налажен быт рабочих и охранников и стройка начала разворачиваться, как умер Сталин. 18 марта 1953 года МВД освободили от «побочной деятельности», а управление, занимавшееся строительством железных дорог, передали в Министерство путей сообщения. Позже, лагеря, входившие в ГУЛАГ, передали в Министерство Юстиции и строительство осталось без дармовой рабочей силы.

Стройка обрела цену, оказавшуюся неподъёмной, и строительство заглохло намертво.

На память о тех временах осталось полотно дороги, уже без рельсов; недостроенные опоры моста через реку Кица; развалины бараков на сотом километре дороги; посёлок лесозаготовителей и домики связистов на 82-м и 137-м километрах дороги.