Главная История Пароход "Утгард"

Пароход "Утгард"

Пароход «Утгард» был построен в 1903 году на верфи «Нептун» в Ростоке. При спуске на воду корабль получил имя Adelheid Menzell.

Валовая вместимость судна — 1501 тонна.

Размеры корабля — 88,39*12,5*8,5 метров.

Экипаж — 25 человек.

Скорость хода — 9 узлов.

С 1903 по 1906 год Adelheid Menzell использовался на линии Гамбург — Китай. В 1906 был куплен Hamburg Bremer Afrika Linie AG, и начал работать на торговых маршрутах в Африке.В 1907 году судно получило имя Irmgard, почти тут же было переименовано в Utgard. В 1912 году приобретено компанией Deutsche Seeverkehrs A.G.

В 1914 году судно купил F.W. Fischer из Ростока, а вскоре судно первый раз отправилось в Ковду, где и стало жертвой русско-немецкой войны.

 1 августа 1914 года А.Ф.Шидловский, вице-губернатор Архангельской губернии прислал телеграмму в Ковду, в которой говорилось, что, во-первых — Россия находится в состоянии войны с Германией; во-вторых — содержалось требование немедленно арестовать немецкий пароход «Утгард»; в-третьих — предписывалось всю команду парохода взять в плен, а судно потопить.

В это время пароход стоял под погрузкой на причале лесопильного завода, принадлежащего шведу Бергрену.

Управляющий таможней в Ковде коллежский асессор Константин Аверкиевич Дьяконов, опасаясь, что команда немецкого парохода окажет сопротивление, распорядился устроить засаду на причале. Сотня молодых рабочих спряталась за штабелями досок, а Дьяконов в сопровождении десяти вооружённых матросов прибыл к капитану «Утгарда». Капитан судна, он же, совладелец парохода, согласился сдать судно и подписал акт о сдаче.

Команду арестованного парохода расселили в помещениях завода Бергрена и в здании таможенной заставы, а капитана с женой пригласил к себе в дом Магнуссон, управляющий лесопильного завода.

На следующее утро из Александровска-на-Мурмане (Полярного) в Ковду пришла срочная телеграмма, в которой говорилось, что три немецких военных корабля прошли в горло Белого моря. Вход в горло охранял один-единственный корабль — старый и тихоходный сторожевик «Бакан». Под руководством Дьяконова матросы начали готовить затопление германского судна.

Через три дня после ареста судна, два буксирных парохода «Толстик» и «Спокойный» повели «Утгард» в море, где захваченный корабль и был потоплен.

Капитан немецкого судна до подписания Брестского мира 4 года сидел в лагере под Петрозаводском и, только в 1918 году вернулся домой. А старожилы Ковды рассказывали, что и в 50-60-е годы прошлого века, немецкие суда, идущие в Старцеву губу, где был затоплен «Утгард», приспускали флаги, салютуя безвинно погибшему кораблю.

Но приспускать флаги нужно было в другом месте.

Через месяц после «казни» пароход был поднят со дна, переименован в «Умбу» и передан Архангельско-Мурманскому срочному пароходству для перевозки грузов. Но вот видимо, не судьба была пароходу.

В 1917 году Британия конфисковала судно, а в 1918 году «Умбу» купила Ellerman's Wilson Line.

30 апреля 1918 года «Умба» была торпедирована немецкой субмариной UB-57 на Гастингской банке недалеко от побережья Британии. Судно затонуло очень быстро, и из 25 членов экипажа спастись удалось всего пятеро.

Схема места кораблекрушения "Умбы"

 

По данным Wessex Archaeology Ltd