Главная История Прифронтовая…

Прифронтовая канатная дорога

С началом войны в Заполярье у немцев возникли большие проблемы со снабжением своих войск. К осени стало понятно, что нужно что-то придумывать. К фронту шла одна единственная дорога «Russenstrasse». Немцы расширили её, улучшили и приспособили для передвижения войск. Этой дорогой пользуются до сих пор. Она прекрасно сохранилась, только мосты разрушены. Но этой дороги не хватало для того, чтобы постоянно снабжать войска.

Генерал-майор Фердинанд Шёрнер, известный тем, что он не только выдвигал нетривиальные идеи, но и с блеском претворял их в жизнь, подал идею построить подвесную канатную дорогу. Строительство дороги шло в несколько этапов и первый этап было поручено начать гауптману Унгератену. Работы начались 24 октября 1941 года, когда в полный рост встала проблема снабжения войск. Строила канатку команда Seilbahn 601, а на подручных и тяжёлых работах использовались советские военнопленные.

На табличке, которая висела на узловой станции в районе Старой Титовки написано:

"Полевая канатная дорога длиной 28 км построена 601-й командой подвесной канатной дороги с сапёрами-железнодорожниками и солдатами-строителями летом 1942 года постройка заняла 11 недель"

Дорога представляла собой систему деревянных опор с верхними поддерживающими конструкциями, комплекта подвесных платформ 2 видов (металлический ковш или деревянная платформа) и приводных механизмов с дизельными двигателями. Дорога начиналась в Печенге (Петсамо), там находилась первая станция отправки. Оттуда дорога направлялась в Старую Титовку, где разделялась на две ветки. Одна шла к перешейку у острова Средний – конечная станция находилась у подножия горы, в 800 метрах от ручья Пьяный. Вторая – к Западной Лице, где находилась линия фронта. Промежуточная перегрузочная база «Hildе», находилась в 41 км от Печенги, отсюда грузы шли на главную базу «Лица», а в этой базы к конечной станции «Munitionbеrg», неподалёку от лагеря-базы снабжения «Betty». Канатная дорога была проложена недалеко от грунтовой дороги, чтобы можно было следить за работой механизмов и быстро проводить необходимые ремонтные работы.

Для поддержания работы канатной дороги с 1 октябры 1943 года был задействован 412-й строительно-сапёрный батальон, куда были прикомандированы 176 советских военно-пленных. Батальон выполнял обслуживание линии в любую погоду.

Дорога работала до октября 1944 года. Именно в это время наши войска начали наступление, и у немцев отпала необходимость заботиться о снабжении фронта. Часть дороги была разрушена во время боёв, часть растащили местные жители. Говорят о том, что часть дороги была привезена в Мурманск – администрация города хотела сделать из неё аттракцион, но хотением всё и закончилось. Наши войска использовали остатки дороги для нужд наступления, а опоры приспособили под линии электропередачи.

Есть три варианта, откуда немцы взяли материал для строительства дороги:

1. Дорога была разобрана в Альпах и привезена на Крайний Север

2. Это имущество австрийских горных войск, доставшееся после аннексии Австрии

3. Материал для дороги был закуплен у фирмы «Bleichert» из Лейпцига, которая производила оборудование такого профиля.

Но дорога от Печенги к Западной Лице была не единственной. Между Титовкой и Пикшуевым тоже существовала небольшая ветка длиной 500-700 метров, но эта дорога приводилась в движение не дизелями, а грубой мужской силой.

В 2010 году энтузиасты начали восстанавливать часть дороги. Информацию об этой работе и более полную информацию о самой дороге можно почитать на Международном форуме коллекционеров.

Фотографии Seilbahn Kommando 601 предоставлены  Торе Эгганом.