Куйва - великий и ужасный

Великан Куйва на горе Куйвчорр. Что это и как появилось изображение человека на скалах Луяврурта?

В своей книге «Воспоминания о камне», академик А.Е.Ферсман приводит рассказ саамки Аннушки Кобелевой:

«Это было давно-давно, когда меня еще не было, не было и Василия Васильевича, что пасет оленей на Малом озере, не было и старика Архипова на Мопчегубе, очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробовиков, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейявр и Умбозеро. И пошли они настоящей войной - кто с дробовиком, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейявр нашу лопь и стал ее там крошить. Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины, налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах - это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов. Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета, он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять... Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили..."»

Реалисты скажут – это только легенда, сказка. Конечно, легенда. Конечно, сказка. Но те, кто бывал на Сейдозере, прекрасно знаю, что есть материальное подтверждение этой легенды. Великан Куйва (куйва – старик – саам.) существует и он вполне материален.

Куйва - самая известная достопримечательность Сейдозера. Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах, и это очень хорошо видно, особенно зимой. Куйву зовут "Танцующий лопарь" - если плыть по озеру и смотреть на него, то кажется, что он двигается.

В 1923 году Ферсман обследовал изображение Куйвы и уверенно заявил, что фигура великана имеет естественное происхождение. В своей книге академик написал:

«Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах».

Но вот странно. Ферсман был в тех местах давным-давно. С тех пор прошло уже почти 90 лет. Скалы выветриваются, опадают, но фигура Куйвы остаётся.

Саамы, оказавшись поблизости от горы Куйвчорр, на которой изображён великан, стараются говорить тише и ни в коем случае не думать плохо о Куйве, опасаясь его мести.

Легенд о том, как великан оказался на скале, много. Одни древние, другие возникли не так давно.

Согласно одному из преданий, Куйва - это застывшая в камне фигура чудского военачальника.

Исследователь Гипербореи Гусев И.В. сопоставляет такие две легенды разных народов:

У саамов Кольского полуострова бытует легенда о том, как в древние времена пришёл на саамские земли великан-охотник Куйва. Долгое время наводил он страх и ужас на местное население. И устали люди, и взмолились богам, прося о помощи. Услышали боги молитвы людей и испепелили великана Куйву молниями из вод священного Сейдозера. И с тех пор остался след испепелённого Куйвы на отвесной скале на берегу Сейдозера.

В древнегреческой мифологии упоминается легенда о великане-охотнике Орионе, как отправился Орион в Гиперборею за невестами. И за то, что обидел гиперборейскую деву, был испепелён стрелами-молниями богини Артемиды.

Не правда ли легенда о великане-охотнике Куйве очень похожа на древнегреческую легенду о великане-охотнике Орионе? А древний рисунок созвездия Орион мусульманского астронома Аль-Зуфи практически идентичен изображению Куйвы. Если в двух легендах упоминается один и тот же великан-охотник, то получается, что Сейдозеро в древности было местом обитания богини Артемиды.

Можно как угодно относиться к этому, но факт никуда не денешь. Вот он Куйва - во всей красе.