Река Нива

 

Река Нива.

Нива – длина реки 36 км, площадь водосбора – 12 830 кв.км. Вытекает из озера Имандра, впадает в Кандалакшский залив. На реке построен Нивский каскад ГЭС.

Название реки происходит от поморского слова «нива» - порог (А. Минкин «Топонимы Мурмана). На каждый километр реки приходится более 4 порогов и порожков.

Считается, что первые исследования возможностей реки для создания ГЭС были проведены в 1930 году, когда в Хибинах начали строить рудники, горно-обогатительные фабрики и Хибиногорск. По плану ГОЭЛРО в 1930 году началось строительство первой ГЭС Нивского каскада. Но это немного не так. Первые исследования возможностей реки Нивы прошли в не в 30-е годы, а значительно раньше.

Ещё при строительстве Мурманской железной дороги создавались черновые проекты электрификации дороги, а в 1917-1918 годах Эксплуатационное управление МЖД занялось этим всерьёз. В марте 1917 года был поднят вопрос об электрификации дороги, а конце года эксплуатационному управлению удалось получить разрешение на разработку этой идеи.

В конце января 1918 года фирме Симменс Шуккерт, специализировавшейся на электрификации железных дорог, были переданы технические условия, по которым нужно было составить проект электрификации МЖД. Проект перехода на электрическую тягу создавался для участка дороги от Мурманска до Званки (Волховстрой), длиной вёрст.

Фирма Симменс Шуккерт в сентябре 1918 года передала Управлению дороги предварительный проект, в котором были представлены основные положения для электрификации пути. Проект фирмы предусматривал обслуживание электроэнергией только электровозов, без снабжения моторов мастерских и осветительных установок.

В это же время инженеры Вовкущевский и Григорьев исследовали реки северного района дороги: Ковду, Ниву, Колу и Тулому. Инженеры оценили возможности северных рек:

Ковда – 60 000 л/с;
Река Нива на 736 версте, недалеко от истока – 100 000 л/с;
Нива на 722 версте дороги – 80 000 л/с;
Нива у своего устья – 80 000 л/с;
Кола на 947 версте от Петрозаводска – 8 000 л/с;
Кола на 963 версте – 10 000 л/с;
Кола у станции Кола – 8 000 л/с;
Тулома – 51 000 л/с.

Крест на планах по электрификации Мурманской железной дороги поставила Интервенция.

В дальнейшем планы строительства ГЭС так и остались на бумаге и к строительству вернулись только в 1930 году, когда в Кировске началась масштабная стройка.