Зелен арктический виноград

Владимир Путин назвал Северный Морской Путь «единой национальной транспортной магистралью России в Арктике», но Barents Observer[1] считает, что ценность этого маршрута значительно завышена.

Советский Союз постоянно пользовался Северным морским путём (СМП), поскольку этот маршрут был намного короче, чем южный путь, но в те времена СМП замерзал зимой, потому навигация по СМП осуществлялась только 4-5 месяцев в году. Сейчас же, благодаря глобальному потеплению, время навигации по СМП значительно увеличилось, и владельцы сухогрузов, танкеров и газовозов стали всё чаще посматривать на север.

А почему бы и нет?

Длина маршрута Иокогама-Гамбург — 21 200 км или 13 174 морских мили. Переход по этому маршруту займёт месяц, и к этому времени надо приплюсовать ещё два фактора: вероятность нападения пиратов, и ограничение по размеру судна. То есть, простора для манёвра и экономии нет. А длина маршрута Иокогама-Гамбург по СМП почти в два раза меньше — 7 650 миль (5 770 миль до Мурманска и 1 880 миль от Мурманска).

Экономия гигантская, плюс — никакой головной боли в виде пиратов, и нет ограничений по размеру судов. К тому же Россия — обладательница самого крупного ледокольного флота в мире, что ясно видно из инфографики, выложенной на сайте Береговой охраны США в 2013 году:

Примечание:

Белый силуэт - планируется строительство

Жёлтый силуэт - идёт строительство

Красная рамка - ледокол был на Северном полюсе

B - ледокол предназначен для работы в условиях Балтийского моря

N – атомный

То есть, путь намного короче, а Россия обеспечивает безопасную проводку каравана по высоким широтам.

Выгодно? Несомненно, но Barents Observer, желая принизить ценность СМП, приводит цитаты из научной работы «Арктическое коммерческое судоходство по Северо-Восточному проходу: маршруты, ресурсы, управление, технология и инфраструктура», опубликованной в «Polar Geography»:

«Преимущество сокращения путевого расстояния между Атлантическим и Тихим океанами на 24% нивелируется множеством факторов, в том числе более тяжёлыми погодными условиями и наличием плавающего льда, что требует удорожания конструкции судов и вложений в адаптацию к зимним условиям».

 Далее идёт не менее драматичный пассаж:

СМП считается наименее надёжной альтернативой Суэцкому каналу в случае контейнерных перевозок, говорится в исследовании: «Отдалённость, отсутствие широкополосных каналов связи, ограниченные возможности поисково-спасательных служб определяют повышенный риск работы в Арктике. Мелководье лимитирует размеры судов, движение льдов обусловливает непредсказуемость времени прибытия судов».

Грустно, не так ли? Но!..

Итак, в мире существует 4 разных пути по Северному Ледовитому океану:

Северный морской путь — вдоль северных берегов России
Северо-Западный проход — вдоль северных берегов Канады
Трансполярный путь — проход севернее Шпицбергена
Арктический мост — Мурманск – Гудзонов залив.

Нас интересуют первые три, поскольку именно они пересекают Арктику с Востока на Запад или с Запада на Восток.

Трансполярный путь идёт намного севернее СМП — почти по Северному полюсу и, кажется, что же там делать, если в торговых флотах мира ещё не завелись грузовые подлодки? Но, оказывается, что очень даже есть, чем заняться в приполюсье. Причём, доказывают это не абы кто, а немцы, которые выяснили у других учёных, что скоро в Арктике не будет льда, благодаря глобальному потеплению.

Карта ледовых полей в прошлом и прогноз на будущее:

 

А раз так, то зачем платить канадцам или русским ледокольный сбор? И немцы, вспомнив заветы Ильича, решили пойти другим путём — Трансполярным.

Немецкая компания Bremenports задумала строить глубоководный порт на восточном берегу Исландии в Финна-фьорде. Финна-фьорд, да и всё восточное побережье Исландии, как пишет Barents Observer, является идеальным портом на Трансполярном морском пути — будущей магистрали из Атлантики в Тихий океан. Запланированный порт призван решать несколько задач:

- центр монтажа и обслуживания исландских нефтегазовых буровых платформ
- хранение и первичная переработка сырья, включая СПГ
- поисково-спасательная база
- база для торговых, рыболовных, круизных и научно-исследовательских судов
- потенциальный магнит для отраслей, ищущих дешёвые источники энергии.

И тут начинается самое смешное.

Barents Observer считает завышенной ценность российского СМП, поскольку навигация в северных водах отличается повышенным риском, но в случае с Трансполярным маршрутом, который проходит ещё выше, почти через Северный Полюс, издание не видит никаких проблем, и пишет:

«По контрасту с СМП и Северо-Западным проходом, Трансполярный морской путь обходит территориальные воды арктических государств и лежит в международных водах».

«Так не доставайся же ты никому» (С)

Ну, понятно, что в Скандинавии, откуда родом Barents Observer, нас русских любят настолько, что готовы задушить в объятиях, но скандинавская заносчивость наказывается. Норвегии стоило бы подумать о том, что если Россия изначально застолбила за собой СМП, имеет мощный ледокольный флот и возможность проводить суда по маршруту, то Германия перекрыла другой выход, заняв самый жирный участок Трансполярки — порт, находящийся на выходе из Северного Ледовитого океана. Порт, куда однозначно будут заходить суда, идущие из Азии, если начнёт работу Трансполярный путь.

Заработают ли оба маршрута? СМП будет работать однозначно, а Трансполярка?.. Может быть. Но в любом случае Скандинавии с её селюковой заносчивостью останется только облизываться на караваны судов, проходящих из Мурманска в Европу, и рассуждать о невысокой ценности Северного Морского пути.

[1] BarentsObserver.com – открытая служба новостей, ежедневно публикующая новости из Баренцрегиона и о Баренцрегионе и Арктике. Сайт принадлежит норвежскому Баренцсекретариату (Киркенес, Норвегия), перед которым стоит задача поддержки политических, деловых и личных контактов между людьми через государственные границы в регионе.

 

Следующая запись

Зеленющий виноград