Интересные факты

Интересные факты из жизни города Кировска.

О создании Полярно-альпийского ботанического сада, «Тиэтты», поисках минералов, экспедициях, природных явлениях и так далее.

Кинотеатр "Большевик"

Первый звуковой кинотеатр на Кольском полуострове был построен не в Мурманске, как стоило бы ожидать, а в Хибиногорске (ныне — Кировск). Кинотеатр «Большевик» открывший свои двери для зрителей 7 ноября 1932 года, был одним из крупнейших в стране — зал нового кинотеатра вмещал 1 200 зрителей. Кинотеатр располагал двумя обширными фойе, читальным залом и тиром. В день открытия в кинотеатре показывали картину «Мы из Кронштадта». В течение жизни, кинотеатр пережил многое: не только войну, но и масштабные премьеры, когда зрители выносили двери в прямом смысле этого слова, срывая их с петель, чтобы попасть на новую картину. 1931 год. Строительство кинотеатра 1941 год Кинотеатр "Большевик" в наши дни

Кировск-город, которого могло и не быть

Сейчас такой привычной кажется география Мурманской области. У озера Имандра – станция и город Апатиты, Кировск — внутри горной подковы, у озера Вудъявр. Но восемьдесят лет с лишним лет тому назад всё могло повернуться иначе и тогда вместо привычного города горняков и горнолыжников могло появиться три посёлка, а может, Кировском мы бы звали город, который находился бы на границе нынешнего города Апатиты. В конце 1929–начале 1930 года ещё не было принято окончательное решение о месте строительства города, где жили бы работники Хибинских рудников, и обдумывалась идея о строительстве трёх отдельных посёлков у озера Вудъявр. В качестве места для будущего Кировска рассматривались: 1 — площадка у горы Кукисвумчорр; 2 — долина реки Юкспорйок; 3 — участок грунтовой дороги ст. Апатиты — Хибины в районе 2-4 км. 26 января из Мурманска в Хибины приехала комиссия по постройке социалистического города и с 28 по 30 января осматривала все три участка, решая, где строить город и строить ли его вообще. Место у горы Кукисвумчорр признали неподходящим из-за сильных ветров, снежных заносов, заболоченности, малой площади и невозможности устроить канализацию без загрязнения Вудъявра. Долина реки Юкспорйок была отвергнута из-за малой площади, заболоченности и трудностей в постройке стока и канализации. Плюс тут был только один – защищённость долины от ветров. Участок в районе 2-4 км грунтовой дороги от станции Апатиты был удобен с точки зрения климата и близкого расположения станции, но и тут нашёлся серьёзный недостаток – расстояние от города до рудников, где должны были работать жители города. Остался один последний участок: южная сторона озера Вудъявр – 17-19 км и 20-22 км грунтовой дороги разъезд Белый–Кукисвумчорр. Этот участок было открыт северным ветрам, но имел достаточную площадь в сухой местности, а канализацию планировалось отводить в реку Белую. В результате комиссия отказалась от идеи строительства 3 посёлков — по количеству рудников, и постановила строить город на участке 17-19 км грунтовой дороги ст. Апатиты – Хибины, при условии, что МЖД построит в городе грузо-пассажирскую станцию, а Колонизационный отдел дороги займётся организацией колхозов и совхозов. Комиссия запланировала, что к 1933 году в городе должны жить 20 000 жителей. Именно благодаря этому решению на южном берегу озера Вудъявр появился город Хибиногорск-Кировск, а у станции разъезд Белый – город Апатиты.

Лавина 1935 года

Несмотря на предупреждения А.Ферсмана, в 1929 году при строительстве рудника на 25-м километре, железной дороги и посёлка Кукисвумчорр не учитывалась лавинная опасность. Беспечность строителей обошлась очень дорого. Ранним утром 5 декабря 1935 года со склонов горы Юкспорр одна за другой сошли четыре лавины. Первая лавина сошла в 3.45, завалив 50 метров железнодорожного пути снежным сугробом, высотой 1,5 метра. Снежным валом с рельс снесло паровоз «ЭМ», везший состав с рудой, но лавина прошла по склону ещё 150 метров, повалив несколько крупных деревьев и разрушив одноэтажный дом, где погиб один человек и были ранены двое, а в заключение лавина повредила двухэтажный барак на улице Комсомольской. Следом сошли ещё две небольшие лавины, одна из которых перевалила через пути, но не дошла до шоссе. Снежный поток принёс с собой камни, повредившие рельсы и в результате с рельсов сошёл паровоз, шедший на помощь сошедшему с путей составу. Четвёртая лавина сошла в 5.25 из лавинного очага № 22. Лавина из сухого снега сошла практически бесшумно, подняв снежное облако высотой порядка 30 метров. Снежный вал снёс снегозадерживающие щиты, телефонные столбы и столбы высоковольтной передачи, лишив посёлок и рудник связи и света. Лавина перехлестнула через железнодорожную колею и разрушила до основания два жилых двухэтажных дома и стену третьего, протащив обломки домов ещё несколько метров. Под снежными завалами оказалось 239 человек. Кроме того лавина повредила ещё три дома, где были разбиты окна, а комнаты замело снегом. Работы по расчистке завалов продолжались сутки. Из завалов были извлечены 86 погибших, в больницу попали 43 человека, из которых трое позже скончались от полученных травм. Общее количество погибших составило 89 человек. Правительственная комиссия, работавшая в посёлке после катастрофы, дала тресту «Апатит» предписание принять меры по обеспечению лавинной защиты. Георгий Степанович Пронченко стал первым персональным ответственным за предупреждение снежных обвалов. Пронченко погиб 25 декабря этого же года, попав в лавину на склоне горы Юкспорр. В 1936 году с 10 по 14 января в Кировске прошла первая конференция по борьбе со снежными лавинами. 13 июля на базе метеорологической службы и службы «снегоборьбы» была организована Снежно-Метеорологическая служба (СМС) во главе с И.К.Зеленым. Так в мире появилась первая противолавинная служба. Несмотря на предупреждения А.Ферсмана, в 1929 году при строительстве рудника на 25-м километре, железной дороги и посёлка Кукисвумчорр не учитывалась лавинная опасность. Беспечность строителей обошлась очень дорого. Ранним утром 5 декабря 1935 года со склонов горы Юкспорр одна за другой сошли четыре лавины. Первая лавина сошла в 3.45, завалив 50 метров железнодорожного пути снежным сугробом, высотой 1,5 метра. Снежным валом с рельс снесло паровоз «ЭМ», везший состав с рудой, но лавина прошла по склону ещё 150 метров, повалив несколько крупных деревьев и разрушив одноэтажный дом, где погиб один человек и были ранены двое, а в заключение лавина повредила двухэтажный барак на улице Комсомольской. Следом сошли ещё две небольшие лавины, одна из которых перевалила через пути, но не дошла до шоссе. Снежный поток принёс с собой камни, повредившие рельсы и в результате с рельсов сошёл паровоз, шедший на помощь сошедшему с путей составу. Четвёртая лавина сошла в 5.25 из лавинного очага № 22. Лавина из сухого снега сошла практически бесшумно, подняв снежное облако высотой порядка 30 метров. Снежный вал снёс снегозадерживающие щиты, телефонные столбы и столбы высоковольтной передачи, лишив посёлок и рудник связи и света. Лавина перехлестнула через железнодорожную колею и разрушила до основания два жилых двухэтажных дома и стену третьего, протащив обломки домов ещё несколько метров. Под снежными завалами оказалось 239 человек. Кроме того лавина повредила ещё три дома, где были разбиты окна, а комнаты замело снегом. Работы по расчистке завалов продолжались сутки. Из завалов были извлечены 86 погибших, в больницу попали 43 человека, из которых трое позже скончались от полученных травм. Общее количество погибших составило 89 человек. Правительственная комиссия, работавшая в посёлке после катастрофы, дала тресту «Апатит» предписание принять меры по обеспечению лавинной защиты. Георгий Степанович Пронченко стал первым персональным ответственным за предупреждение снежных обвалов. Пронченко погиб 25 декабря этого же года, попав в лавину на склоне горы Юкспорр. В 1936 году с 10 по 14 января в Кировске прошла первая конференция по борьбе со снежными лавинами. 13 июля на базе метеорологической службы и службы «снегоборьбы» была организована Снежно-Метеорологическая служба (СМС) во главе с И.К.Зеленым. Так в мире появилась первая противолавинная служба. Лавинные очаги на горе Юкспорр Паровоз ЭМ. Вес около 80 тонн Сход лавины с горы Юкспорр Источник: Ю.Л.Зюзин. «Хибинская лавиниада», 2009 г. Материалы историко-краеведческого музея г. Кировска