Это интересно

Неизвестно, кто из двух сценаристов фильма «Турецкий гамбит» Борис Акунин или Джаник Файзиев написал реплику для Виктора Бычкова:

— А вот был я в городе Мурманске, там такое небо! И северное сияние…

При этом никого не смущает то, что действие фильма происходит в 1877 году, когда Мурманска ещё и в проекте не было.

Но это обыкновенный ляп, показывающий отсутствие на проекте грамотного редактора, а были в истории Мурманска более впечатляющие описания:

«Но ещё приятнее следить за водой разных цветов и наблюдать границу тёплых и холодных течений. Прямо по курсу на водяной поверхности – белая полоса. Так вспененная на кромке двух течений вода отмечает границу Берингова моря и реки Гольфштрем. Против её течения подходим к Мурманску, столице Заволоцкой Чуди (Нестор), пугая плоскодонным корпусом касаток, китов и гренландских тюленей, идущих с нами наперегонки в Кольский залив…».

---------------------------------------------

Приведена цитата из книги Ю.Геко «50 дней. Гибель дирижабля «Италия»

12-я школа

Школа 12 (бывшая 19-я) – это самое старое здание на улице Полярной дивизии. Школа переезжала три раза, оставаясь на одном месте. Здание было построено на улице Северной, потом переехало на улицу Горького, а сейчас оно находится на улице Полярной Дивизии. Это одна из шести школ, построенных в Мурманске в 1935 году, причём 12-ю школу построили всего за 3,5 месяца 1935 года. Для постройки здания расселили жителей барака и снесли деревяшку, осушили болото и взорвали 88 валунов, чтобы заложить фундамент. Школа была построена по проекту архитектора В.Голли. Проект здания, выполненного в стиле модерн, выставлялся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1938 году и получил золотую медаль за комфорт, удобство, архитектурное изящество и образцовое оснащение. Владимир Афанасьевич Борисенко, в те времена работавший в школе учителем физики, оформлял фотовитрину для выставки в Нью-Йорке, и в 1966 году, давая интервью «Комсомольцу Заполярья», рассказывал: «Почему американцы попросили представить на выставке именно нашу северную школу? Они, понимаете, не верили в существование самого этого факта, что вот, мол, в краю диком и неосвоенном есть даже школа. Считали это «проделками красной пропаганды». Школа в послевоенные годы. Колоннада с шарами, украшавшая вход, по неизвестной причине была убрана

Британское кладбище

«Во славу Бога и в память о тех британских офицерах и солдатах, которые погибли во время Великой войны и похоронены в Северной России», высечено на гранитной доске, вмурованной в каменную ограду кладбища, на котором похоронены солдаты Polar Bear Expedition — интервенты, пришедшие на Мурман в 1918 году. Интервенция Мурмана началась 6 марта 1918 года, когда на берегу Кольского залива высадился первый английский десант, занявший незамерзающий порт — главную цель высадки. Боевые действия шли много южнее, потому английские солдаты, а чуть позже — и американские, маялись от безделья, и в большинстве своём погибали не от рук партизан, а от различных болезней, последствий принятия спиртного и ножевых ранений. Умерших англичан и американцев хоронили на городском кладбище Мурманска, которое в те годы находилось на третьей террасе — нынешней улице Буркова. В 1919 году интервенты покинули Мурманск, но могилы солдат и моряков остались, впрочем, кладбище просуществовало недолго. В 1930 году могилы городского кладбища подмыло так, что на поверхность показались гробы, и тогда было принято решение перенести кладбище на новое место. Прах мурманчан был перезахоронен на новом кладбище, которое находится за Верхне-Ростинским шоссе, а останки британских военных перевезли на Планерное поле, ныне — улица Рогозерская, где кладбище стоит по ныне. На нынешнем британском кладбище не все могилы реальные. К примеру, майор Л. Дрейк-Брокман был убит в Карелии, и его могила находится в Масельге. Есть мемориальные могилы с надписями: «Солдат Великой войны» и «Моряк Великой войны», с одинаковыми эпитафиями: «Имя его известно Господу», и ещё одна братская могила в память трёх британцев, похороненных на старом кладбище, чьи могилы были утеряны. Но есть две могилы вполне реальных людей. Джона Джексона, сапёра королевских инженерных сил, родившегося в местечке Сент-Леонард и погибшего 5 сентября 1919 года, и вольнонаёмного А.А. Терстона, погибшего 6 марта 1919 года в возрасте 39 лет. Сейчас их могилы – это стандартные бетонные прямоугольники, увенчанные плитами из чёрного гранита в типично британском лаконичном стиле, но в те далёкие времена они были совсем другими. На фотографиях, сохранившихся в Британском имперском военном музее, видно, что на могилах умерших британцев ставили деревянные кресты и небольшую, скромную оградку. И, судя по фотографии, мурманчан хоронили отдельно от британских военных, чьи могилы находятся за забором, чуть в стороне от остальных. Старое кладбище на улице Буркова

Краеведческий музей

Мурманский краеведческий музей появился в 1924 году, когда при «Доме оленевода и рыбака» был устроен краеведческий уголок. Только в 1926 году музей получил собственное здание – обыкновенный городской дом лёгкого типа из тёса, с торфяной прокладкой и с крышей из толя. В музее было три отдела: естественно-географический, экономический и культурно-исторический. К 1929 году в первом отделе насчитывалось 500 экспонатов: коллекция морских животных, птиц Кольского полуострова, чучела хищников, коллекция горных пород и минералов, переданная в музей геологом А.Н. Полкановым и минералогическим музеем Академии наук. Гербарий растений Иоканьгского района, собранный В.А.Капустиным и его собрание наземных моллюсков. Второй отдел главным образом представлял рыбную промышленность. В экономическом отделе были представлены модели промысловых судов: ёлы, пашки, карбаса, наживочного невода, пожертвованные «Желрыбой», модели трала, тральщика, пожертвованные Севгосрыбтрестом, модели промысловой снасти, изготовленные и переданные учениками рыбпрофтехшколы, и разные предметы промысла, преданные Сезапсоюзом. Кроме того, в этом отделе были представлены образцы работ Хибинского сельскохозяйственного пункта и пункта мурманского окружного Землеуправления. В третьем отделе были представлены материалы, собранные при участии лопаря Т.А.Дмитриева, состояли в основном из предметов лопарского быта и находились в запасниках из-за отсутствия места. Не выставлены были и каменные орудия – памятники древнейшей культуры Кольского полуострова. Кстати, и посетителями музея были не только мурманчане. По данным газеты "Карело-Мурманский край", география туристов, посетивших музей, была обширна: Ленинград, Москва, Харьков, Киев, Одесса, Елец, Моршанск, Керчь, Эривань, Баку, Томск, Ташкент, Минск.

Лыжная станция

18 марта 1938 года в Мурманск на Кольском шоссе открылась лыжная станция спортивного общества «Рыбник Севера». В то же время на станцию из города начал ходить автобус, о чём сообщала газета «Полярная правда» за март 1938 года. Лыжная станция выстояла в войну, и после войны служила гостиницей для спортсменов, приезжавших в Мурманск на соревнования. Называлась гостиница «Уют». Лыжная станция работала до начала 90-х, но, окончательно обветшав, закрылась. Ещё несколько лет тому назад остатки станции, закрытые яркими рекламными плакатами, можно было увидеть на проспекте Кольском 25.

Мурманский трамвай

Вряд ли француз Поль Декавиль, придумывая свою узкоколейку, чтобы возить свеклу с раскисших полей, предполагал, что его изобретение будет служить не только по грузовой части, а ведь узкоколейка Декавиля достаточно долго была почти единственным общественным транспортом молодого Мурманска. По данным Мурманского архива, «Декавилька» служила в основном для перевозки грузов, но именно она стала первым муниципальным транспортом – «Мурманским трамваем». Железную дорогу построили англичане в 1918-1919 году. При этом они не считались с нуждами и интересами города, и прокладывали колею, как было удобнее, не учитывая планы градостроителей и мнение жителей города. «Рабочие для балластировки пути закладывают карьеры в тех местах, где должны пройти улицы города, а местами в кварталах участков, отведенных частным лицам», — возмущался в мае 1919-го комиссар Мурманска Иван Сербинов. — «Кроме того, укладочный материал на некоторых улицах загромождает дороги, переезды через пути устроены так, что могут повлечь несчастья с людьми и лошадьми». Руководил строительством дороги инженер Фрезер, командовали дорогой британские военные: полковник Лефевр, а позже его заменил подполковник Томсон. Дорогу протянули на пять вёрст, проложив колею шириной 600 мм. В качестве тяги использовались британские трактора фирмы «Симплекс», работавшие на бензине. В парке «Мурманского трамвая» было 5 машин мощностью 20 лошадиных сил и 2 машины мощностью 40 лошадей. Две последние работали в основном зимой. Трактор британской фирмы "Симплекс", мощностью 20 лошадиных сил «Мурманский трамвай» ходил по маршруту от Зелёного мыса к району Морской базы, а осенью 1919 года было решено проложить ответвление к Лихтерной пристани. Белогвардейское правительство Мурманска озаботилось тем, что не хватает лошадей для разгрузки пароходов, и было решено использовать узкоколейку. Для дополнительной ветки уже везли шпалы из Чупы и рельсы из Беломорска (Сорока), но планы не удалось воплотить в жизнь – в городе сменилась власть. Когда союзники покинули Мурманск, «Декавилька», вместе с подвижным составом и запасом запчастей перешла в ведение города, став первым и одним из самых выгодных транспортным предприятием города. «Декавилька» перевозила грузы. С отправителей брали 80 копеек за пуд груза, но по узкоколейке передвигались не только составы, зимой полотно дороги активно использовали жители города и возчики. «Декавилька» проработала до начала 1930-х, пока подвижной состав не пришёл в негодность, а в 1934 году надобность в «Декавильке» отпала окончательно — был создан первый автобусный маршрут. Колея "Мурманского трамвая" на улице Володарского.1928 год

Нагорный

Район Нагорный ведёт свою историю с 1608 года, когда в писцовой книге Алая Михалкова появилась следующая запись: «тоня пониже Глубокого ручья Васки Щеки» Сколько лет просуществовала эта тоня, неизвестно, но в 1925 году на берегу Глубокого ручья возник посёлок, который возводили колонисты, перебиравшиеся на север по приглашению МЖД, На берегу ручья появился посёлок Глубокий ручей, где по переписи 1926 года насчитывалось одно колонистское хозяйство и 4 работающих человека. Позднее рядом с посёлком построили лесопилку и бондарную мастерскую, а потом — шпалорезку, а сам посёлок получил название Арнольдовка по имени главы МЖД А.М.Арнольдова. В 1937-м году, после ареста и расстрела Арнольдова, посёлок был переименован в Нагорный, но на немецких картах 1941 года и на американской карте 1942 года поселение в устье Глубокого ручья носит имя «Арнольдовка. С 1937 по 1948 год посёлок носил название Нагорный, а затем Нагорный Старый. 1 августа 1951 года, по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, был образован посёлок Нагорновский, куда вошёл Нагорный. 5 августа 1953 года Нагорновский был передан в подчинение Мурманскому горсовету. 30 сентября 1958 года включён в черту города. Ещё в 70-е годы посёлок напоминал большую деревню, но когда началось масштабное строительство, прекратил своё существование. На память от посёлка остались: «Лакомка» и Дом пионеров, которые живы и по сей день.

Площадь Пять углов

Разглядывая карту Мурманска или гуляя по городу, каждый, наверное, обращал внимание на то, как называется центральная площадь города и, вероятно, пытался вычислить, где находится тот самый пятый угол, в честь которого и названа площадь. Сейчас не очень понятно, почему площадь Пять углов получила именно такое название, но план города 1928 города объясняет, откуда на центральной площади взялся Пятый угол. В те времена нынешний проспект Ленина был поделен на два проспекта: Ленина и Сталина. Проспект Ленина начинался на нынешней улице Самойловой в районе Пионерского переулка и выходил к площади Пяти углов и далее без изменений до улицы Карла Либкнехта. Проспект Сталина начинался от нынешней улицы Полярной дивизии и заканчивался на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Зиновьева (ныне — улица Воровского). Перекрёсток из трёх улиц и создавал те самые Пять углов, от которых на современной карте города не осталось никаких следов.

Северное сияние (кинотеатр)

7 ноября 1933 года южнее Варничного ручья появился кинотеатр «Северное Сияние». Большое деревянное здание в стиле конструктивизма со зрительным залом на 800 мест и печным отоплением, которое в 1936 году было заменено на паровое. В 1938 году кинотеатр подвергся жёсткой критике. «Северное Сияние» критиковали за истлевшую крышу здания, трещины на стенах, штукатурку, которую смывает дождём. Автор фельетона не жалел мрачных красок, описывая зал кинотеатра, где вдоль грязных стен протянуты трубы, низкие стенные панели похожи на банные кабинки, а на полу плещутся лужи. Впрочем, несмотря на убийственную критику кинотеатр пользовался большим успехом у горожан. В июне 1942, когда Мурманск подвергся особенно жестоким бомбёжкам, «Северное Сияние» сгорело. В 1958 году на старом месте построили новое здание со старым названием. У входа на белых тумбах установили девушек с вёслами и пионеров с горнами, рядом разбили сквер. В новом кинотеатре было три зала: два на первом этаже – зелёный и розовый и один на втором. В огромном фойе с высоченными окнами от пола до потолка, с левой стороны находился буфет. Там продавали соки, кофе, пирожные и мороженое, которое подавали с тёртым шоколадом, сиропом или брусничным вареньем. Билеты на утренний сеанс стоили 10 копеек. Пять утренних сеансов по воскресеньям стоили 45 копеек. Были сеансы в 22,00 и даже в 23,55 – для сов и полуночников. Билет стоил 45 копеек. В 90-е годы кинотеатр закрыли и, после реставрации и реконструкции туда въехало федеральное казначейство.

Цирк

Буквально перед самой войной 31 мая в Мурманске открыл свои двери цирк. Как писала газета "Комсомолец Заполярья", в программе выступали бурые медведи Изабеллы Кудрявцевой, жонглёр-орденоносец Никольский, веломотоциклисты Ефимовы, орденоносец Вязов исполнял комический полёт с амортизатором. Цирк не успел проработать и месяца — началась война, и мурманчанам стало не до развлечений. Цирк закрылся, а во время одной из бомбёжек 1942 года, сгорел. Сейчас о том, что в городе был цирк, стационарный, а не временный, помнят только работники архива и, наверное, те, кому в 1941-м было больше 4 лет. Но по кадрам немецкой аэрофотосъёмки можно вычислить, что здание цирка находилось напротив магазина "Детский мир", там, где сейчас находится здание Сбербанка.

Экспресс "Полярный"

Многие годы из Мурманска в Санкт-Петербург ходит скорый поезд №21/22, но раньше этот ныне обычный скорый, был фирменным поездом, предлагавшим сервис высочайшего класса. В 1960-е годы на маршрут Мурманск-Ленинград вышел фирменный поезд «Полярный» №49/50. На дистанции от Мурманска до Кандалакши состав возглавлял электровоза ВЛ19, покрашенный в вишнёвый цвет. Состав поезда формировался из вагонов тёмно-вишнёвого цвета, производившихся на Калининском вагоностроительном заводе. Это были первые советские вагоны с цельнометаллическим кузовом. В конце 70-х поезд начал формироваться из вагонов «Аммендорф» и локомотива ВЛ-10, окрашенных в красный цвет. Состав поезда формировался из мягкого вагона, 7 купейных и 7 плацкартных вагонов, а так же вагона ресторана. Фирменный поезд №49/50 отправлялся из Мурманска ежедневно в 8:40 утра и прибывал в Ленинград в 12:20 (сейчас по этому расписанию ходит поезд №21/22). «Полярный» был самым скоростным поездом и проходил дистанцию от Мурманска до Волховстроя быстрее других мурманских поездов. Купейные вагоны поезда были украшены фотографиями Мурманска, на полах в коридорах лежали ковровые дорожки, а на столах — салфетки. Вагон-ресторан поезда предлагал пассажирам типичное мурманское меню, включавшее в себя рыбу: палтус, сёмгу и треску, а из мяса — оленину. Поезд «Полярный» входил в тройку лучших поездов на Октябрьской железной дороге. В 1985-1986 году поезд начали составлять из обычных зелёных вагонов, и «Полярный» перестал выделяться среди других поездов, чуть позднее поезд перестал быть фирменным, а в 1995 году сменил номер, превратившись в обычный скорый поезд №21/22. –––– По данным сайта «Транспорт.ру» и «Евротрейн.ру»