Полярный

История Полярного, как гавани начинается с 1740 года, когда русская эскадра в составе трёх кораблей и одного фрегата провела зиму в уютной гавани. Во время той зимовки были построены казармы, и залив стал удобным местом для зимовки кораблей, ходивших из Архангельска в Балтику.

В 1764 году тут зимовала экспедиция Чичагова. Тогда-то гавань и была названа Екатерининской, в честь Екатерины II. С 1802 по 1813 тут обреталась Беломорская торговая компания, построившая дома, магазины, погреба и пристань. В конце 19-го века тут зимовали пароходы Архангельского пароходства.

К тому времени, когда в 1894 году С.Ю.Витте побывал в Екатерининской гавани и подал Николаю II записку с предложением организовать там порт, в гавани уже давно прописались корабли. Там были построены дома для зимовки экипажей, склады угля и мастерские по ремонту кораблей.

В 1888 году Д.Н.Островский выпустил «Путеводитель по северу России», в котором прочил Екатерининской гавани блестящее будущее. Островский считал, что Кола не может быть удобным местом для порта, поскольку находится далеко от моря, кроме того, там есть и «естественные неудобства». А Екатерининская гавань защищена отвесными скалами, не замерзает зимой и даже самые большие суда (на тот момент) могут стоять в ней почти вплотную к берегу. Островский приводил и слова А.П. Энгельгарта, который считал, что устроив Екатерининскую гавань, Россия прорубит очередное окно, но уже не только в Европу, а во весь мир.

В 1896 году состоялась закладка порта, в 1899 году — припортовое поселение получило статус города, названного в честь царя Александра III, и одновременно с этим — статус столицы одноимённого уезда.

В 1900 году Колчак, прибыв в город в составе Русской экспедиции, собиравшейся отправиться на поиски Земли Санникова, написал о гавани так:

«Стоянка в гавани имеет недостаток из-за неважного грунта; у пристаней приходится считаться с достаточно порядочным приливом. Приглубость берега несколько искупает узость рейда, где современным первоклассным крейсерам стоять тесновато. Течения в глубине бухты не сильны и не представляют неудобств. От волнения бухта совершенно закрыта».

В 1914 проводились изыскания на предмет устройства железной дороги в Александровск, но маршрут был отвергнут.

До 1926 года Александровск был центром одноимённого уезда, превратившись в обычное село.

В 1931 году село Александровск было переименовано в Полярное, а в 1939 году стало городом Полярный.

В годы Великой Отечественной в Александровске находилась главная база Северного Флота, но потом столицей Северного флота стала более молодая Ваенга (Североморск).

В наши дни Полярный входит в ЗАТО Александровск, и проехать в город можно лишь по специальному пропуску.