Немецкая канатная дорога

С началом войны в Заполярье у немцев возникли большие проблемы со снабжением своих войск. К осени стало понятно, что нужно что-то придумывать. К фронту шла одна единственная дорога «Russenstrasse». Немцы расширили её, улучшили и приспособили для передвижения войск. Этой дорогой пользуются до сих пор. Она прекрасно сохранилась, только мосты разрушены. Но этой дороги не хватало для того, чтобы постоянно снабжать войска.

Генерал-майор Фердинанд Шёрнер, известный тем, что он не только выдвигал нетривиальные идеи, но и с блеском претворял их в жизнь, подал идею построить подвесную канатную дорогу. Строительство дороги шло в несколько этапов, и первый было поручено начать гауптману Унгератену.

Работы начались 24 октября 1941 года, когда перед немецким командованием остро встал вопрос о том, как снабжать войска. Строительством канатной дороги занималась команда Seilbahn 601, на подручных и тяжёлых работах использовались советские военнопленные.

На табличке, которая висела на узловой станции в районе Старой Титовки написано:

«Полевая канатная дорога длиной 28 км построена 601-й командой подвесной канатной дороги с сапёрами-железнодорожниками и солдатами-строителями летом 1942 года постройка заняла 11 недель»

Дорога представляла собой систему деревянных опор с верхними поддерживающими конструкциями, комплекта подвесных платформ 2 видов (металлический ковш или деревянная платформа) и приводных механизмов с дизельными двигателями. Дорога начиналась в Печенге (Петсамо), там находилась первая станция отправки, доходила до Старой Титовки, где делилась на две ветки: одна шла к перешейку у острова Средний – конечная станция находилась у подножия горы, в 800 метрах от ручья Пьяный; вторая – к Западной Лице, где находилась линия фронта. Промежуточная перегрузочная база «Hildе», находилась в 41 км от Печенги, отсюда грузы шли на главную базу «Лица», а с этой базы к конечной станции «Munitionbеrg», неподалёку от лагеря-базы снабжения «Betty».

Есть три варианта, откуда немцы взяли материал для строительства дороги:

1. Дорога была разобрана в Альпах и привезена на Крайний Север

2. Это имущество австрийских горных войск, доставшееся после аннексии Австрии

3. Материал для дороги был закуплен у фирмы «Bleichert» из Лейпцига, которая производила оборудование такого профиля.

 

Канатная дорога была проложена недалеко от грунтовой дороги, чтобы можно было следить за работой механизмов и быстро проводить необходимые ремонтные работы.

Для поддержания работы канатной дороги с 1 октябры 1943 года был задействован 412-й строительно-сапёрный батальон, куда были прикомандированы 176 советских военнопленных. Батальон выполнял обслуживание линии в любую погоду.

Дорога работала до октября 1944 года, времени начала наступления советских войск.

В ходе боёв часть дороги была разрушена, часть имущества растащили местные жители. Есть сведения о том, что часть дороги была демонтирована и перевезена в Мурманск – администрация города хотела сделать из неё аттракцион.

Наши войска использовали остатки дороги для нужд наступления, а опоры приспособили под линии электропередачи.

Но дорога от Печенги к Западной Лице была не единственной. Между Титовкой и Пикшуевым тоже существовала небольшая ветка длиной 500-700 метров, но эта дорога приводилась в движение не дизелями, а грубой мужской силой.

В 2010 году энтузиасты начали восстанавливать часть дороги. Информацию об этой работе и более полную информацию о самой дороге можно почитать на Международном форуме коллекционеров.

Фотографии Seilbahn Kommando 601 предоставлены Торе Эгганом.