Мурмаши

Аэропорт Мурмаши — главный гражданский аэропорт Мурманской области.

Аэропорт находится в 24 км на юго-запад от Мурманска, и добраться до него можно автобусом или маршруткой № 106, отправляющихся с Привокзальной площади города Мурманска.

Главный аэропорт Мурманска находится на последнем месте рейтинга Global Connectivity Ranking.

История аэропорта

Первым аэропортом Мурманска был Кольский залив, на водной глади которого в июне 1934 года совершил посадку гидросамолёт Ш-2 («шаврушка»). Ангар для гидросамолётов был построен в Росте, рядом с 35-м заводом. Ангар находится в левой части снимка на берегу залива С июня 1938 года начались регулярные полёты по маршруту Мурманск-Ленинград, и по местным маршрутам: в Рестикент, Ёну, Йоканьгу, Ловозеро, Умбу, Кузомень, Поной. 27 августа 1940 был открыт маршрут Мурманск–Териберка–Йоканьга–Мурманск, на котором работал пилот Михаил Карабанов, но война расстроила планы развития гражданской авиации. Новый толчок гражданская авиация Мурманской области получила в пятидесятые, когда бывший военный аэродром 147-го истребительного полка в Мурмашах начал принимать самолёты Ил-12 и Ил-14, совершавшие полёты по маршруту Ленинград-Мурманск, а в 1953 году открылся новый маршрут Мурманск-Москва. Травяной аэродром Мурмаши принимал самолёты Ил-18 до 1972 года, являясь вторым аэропортом Мурманска, а основные рейсы принимал военный аэродром Килпъявр, где в очередь садились военные самолёты и гражданские лайнеры. Главным аэропортом Мурманска Килпъявр был с 1963 по 1976 год, пока в Мурмашах не построили новую полосу. Впрочем, Килпъявр был не единственным военным аэродромом, принимавшим гражданские лайнеры. Военный аэродром посёлка Высокий (Оленегорск) принимал самолёты, летящие по маршруту Москва – Мурманск – Шпицберген (Лонгийр) и Москва–Гавана. И именно в Оленегорске на аэродроме Высокий 27 апреля 1963 года приземлился самолёт с кубинской делегацией, которую возглавлял сам Фидель Кастро, проведший в Мурманске два дня. В 1976 году, когда в Мурмашах было закончено строительство новой взлётно-посадочной полосы, и позднее — здание аэровокзала, — из-за границы стали поступать предложения о том, чтобы сделать Мурманск международным аэропортом, но советские власти отвечали отказом. И, может быть, аэропорт Мурманск так и не вышел на международный уровень, если бы не один случай. В 1978 году в ночь с 20 на 21 апреля, хотя, в наших широтах в данное время понятие "ночь" уже весьма условно, самолёт Боинг-707 Южнокорейской авиакомпании, летевший из Канады через Северный полюс в Западную Европу, сбился с маршрута и, отклонившись от трассы почти на 300 км, пересёк границу СССР. Самолёт пролетел восточнее Североморска, на запросы с земли не отвечал. Командование ВВС СССР подняло в воздух истребители, которые начали подавать летевшему не в ту сторону лайнеру сигналы следовать за ними, но экипаж корейского самолёта не отреагировал на приказ, и продолжил полёт над чужой территорией. Получив с земли команду, истребители сбили самолёт недалеко от города Лоухи. Пилоты смогли совершить посадку на лёд озера. Экипаж самолёта и пассажиров вертолётами доставили сначала на военный аэродром, а оттуда на самолётах Ту-134 отправили в аэропорт Мурманска, откуда из забрал прилетевший из Ленинграда Боинг-737. Таким образом, первым международным рейсом, вылетевшим из аэропорта Мурманска, стал Боинг-737, совершивший полёт по маршруту Мурманск–Рованиеми–Хельсинки. После этого случая советское правительство всё же дало разрешение сделать Мурманск международным портом, но Мурманский аэропорт был включён в сборник международных аэродромов (АИП СССР) только через одиннадцать лет, когда в конце 1989 года в Мурманске приземлился первый самолёт из шведского Лулео. С лета 1990 года из аэропорта Мурманска начались полёты в Киркенес, а потом в Рованиеми. В наши дни аэропорт Мурманска сильно сократил маршрутную сеть, и потерял международное значение, поскольку значительно снизился поток желающих отправиться в Финляндию или Норвегию на самолёте. В 2016 году Мурманск занял последнее 1212-е место в рейтинге Global Connectivity Ranking, опустившись с 1 161 места (2014 год), но Мурманск мог вообще не попасть в рейтинг, поскольку создатели рейтинга засчитали рейс Мурманск–Симферополь, как международный. Впрочем, в этом году Мурманск может исправить своё положение в рейтинге, если «Нордавиа», как и обещал, откроет полёты по маршруту Мурманск-Осло. ––––– А.Киселёв, М. Тулин «Книга о Мурманске». Мурманское книжное издательство, 1977 год

Как добраться в аэропорт?

Первый автобус отправляется с автовокзала Мурманска в 5:20 каждый день, из аэропорта в 6:22. Последний рейс из Мурманска в будние дни - в 23:30, в воскресенье - в 22:30; из аэропорта в будни - в 0:31, в воскресенье - в 23:30. Автобусы в аэропорт ходят с интервалом 20-30 минут. Время в пути: около 63 минут. Расписание движения автобуса № 106 Будни Автовокзал Аэропорт 5:20 11:14 16:50 6:22 12:22 17:55 5:58 11:46 17:20 7:00 13:00 18:25 6:24 12:19 17:53 7:26 13:30 18:56 6:50 12:52 18:20 7:52 13:57 19:25 7:28 13:25 19:25 8:30 14:31 20:26 7:49 13:57 20:20 8:48 15:11 21:21 8:11 14:35 21:20 9:16 15:41 22:19 8:32 15:03 22:30 9:37 16:09 23:31 9:03 15:36 23:30 10:08 16:41 0:31 9:55 16:05 11:02 17:10 10:35 16:25 11:44 17:30 Суббота Автовокзал Аэропорт 5:20 11:30 17:00 6:22 12:35 18:05 6:05 12:05 17:50 7:07 13:10 18:55 6:50 12:50 18:40 7:52 13:55 19:42 7:30 13:40 19:30 8:32 14:45 20:30 8:15 14:10 20:30 9:17 15:15 21:30 9:00 15:00 21:30 10:02 16:05 22:30 9:50 15:40 22:30 10:52 16:45 23:30 10:40 16:20 23:30 11:45 17:25 0:30 Воскресенье Автовокзал Аэропорт 5:20 11:53 17:30 6:21 13:06 18:30 6:05 12:35 18:29 7:06 13:38 19:32 7:21 13:07 19:30 8:22 14:10 20:31 8:10 13:49 20:14 9:11 14:52 21:15 9:35 14:35 21:30 10:38 15:38 22:30 10:17 15:17 22:30 11:20 16:20 23:30 10:50 15:59 12:03 16:59 11:22 16:50 12:25 17:53 Схема движения автобуса и маршрутки № 106

Мурмаши в международном рейтинге

Сайт Rome2rio — мультимодальный поисковик, базирующийся в Австралии, создал новый рейтинг — Global Connectivity Ranking, оценивающий степень доступности городов мира по количеству международных рейсов, принимаемых находящимися поблизости аэропортами. В рейтинге 2016 года Лондон занял 1 место, Москва — 16-я, Мурманск — последний, 1212-й. Рейтинг Global Connectivity Ranking оценивает степень доступности города по количеству прямых рейсов в другие страны, что, по мнению создателей сайта, показывает важность связей между двумя направлениями. В рейтинге были оценены 1212 городов мира, и самым востребованным городом стал Лондон, соединённый прямым авиасообщением с 351 городом мира, на втором месте рейтинга — Париж — 291 авиамаршрут, на третьем — Франкфурт — 278 маршрутов, далее идут Амстердам (242) и Стамбул (239). Москва стоит в рейтинге на 15-м месте — 160 маршрутов, Санкт-Петербург — на 77-м (72 маршрута), Сочи с 2014 года опустился на 267 мест и занимает 598 позицию в рейтинге, а Мурманск закрывает рейтинг, занимая последнее 1 212-е место. Два года назад, в 2014-м году столица Заполярья занимала в рейтинге 1161 место, но в 2016-м оказалась на последнем месте, но и то, присутствие Мурманска в рейтинге — заслуга политиков. Поскольку Австралия, как и многие страны Запада, не считает присоединение Крыма к России законным, австралийский сайт посчитал рейс Мурманск-Симферополь за международный маршрут. Впрочем, в этом году, когда сайт будет составлять новый рейтинг, Мурманск сможет вернуть утраченные позиции, если "Нордавиа", как обещал, откроет полёты по маршруту Мурманск-Осло.

Технические характеристики

Международный аэропорт Мурмаши Маршруты полётов: Москва — все три аэропорта, Санкт-Петербург, Череповец, Симферополь, Анапа, Архангельск, Калининград. По данным официального сайта, из аэропорта проложены три международных маршрута: Анталия, Хургада, Шарм-эль-Шейх. Летом 2018 года компания «Нордавиа» планирует начать полёты по маршруту Мурманск-Осло (Норвегия) Коды аэропорта: ИКАО — ULMM ИАТА — ММК Россия — МУН Класс аэропорта — I категория ICAO Обслуживает воздушные суда типов: А-320, А-319, Ил-76 (Т, ТД), Б-737 (200, 300, 400, 500, 800), Б-757-200, ДС-9 (32, 41, 51), Fokker F27MK050, SAAB-2000, Ту-214, Ту-204, Ту-204-100, Ту-204С, Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Ан-24 (26,30,32), Ан-72, Ан-74, Ан-148 и его модификации, Як-42, Як-42Д, Як-40, Ил-114, ЕМВ-145 и другие типы ВС III и IV классов, вертолеты всех типов. Размеры ВПП — 2 500 на 42 метра Покрытие ВПП — асфальтобетон ----------------------------------------------------- По данным официального сайта аэропорта