Лавина 1935 года

Несмотря на предупреждения А.Ферсмана, в 1929 году при строительстве рудника на 25-м километре, железной дороги и посёлка Кукисвумчорр не учитывалась лавинная опасность. Беспечность строителей обошлась очень дорого. Ранним утром 5 декабря 1935 года со склонов горы Юкспорр одна за другой сошли четыре лавины.

Первая лавина сошла в 3.45, завалив 50 метров железнодорожного пути снежным сугробом, высотой 1,5 метра. Снежным валом с рельс снесло паровоз «ЭМ», везший состав с рудой, но лавина прошла по склону ещё 150 метров, повалив несколько крупных деревьев и разрушив одноэтажный дом, где погиб один человек и были ранены двое, а в заключение лавина повредила двухэтажный барак на улице Комсомольской.

Следом сошли ещё две небольшие лавины, одна из которых перевалила через пути, но не дошла до шоссе. Снежный поток принёс с собой камни, повредившие рельсы и в результате с рельсов сошёл паровоз, шедший на помощь сошедшему с путей составу.

Четвёртая лавина сошла в 5.25 из лавинного очага № 22. Лавина из сухого снега сошла практически бесшумно, подняв снежное облако высотой порядка 30 метров. Снежный вал снёс снегозадерживающие щиты, телефонные столбы и столбы высоковольтной передачи, лишив посёлок и рудник связи и света.

Лавина перехлестнула через железнодорожную колею и разрушила до основания два жилых двухэтажных дома и стену третьего, протащив обломки домов ещё несколько метров. Под снежными завалами оказалось 239 человек. Кроме того лавина повредила ещё три дома, где были разбиты окна, а комнаты замело снегом.

Работы по расчистке завалов продолжались сутки. Из завалов были извлечены 86 погибших, в больницу попали 43 человека, из которых трое позже скончались от полученных травм. Общее количество погибших составило 89 человек.

Правительственная комиссия, работавшая в посёлке после катастрофы, дала тресту «Апатит» предписание принять меры по обеспечению лавинной защиты. Георгий Степанович Пронченко стал первым персональным ответственным за предупреждение снежных обвалов. Пронченко погиб 25 декабря этого же года, попав в лавину на склоне горы Юкспорр.

В 1936 году с 10 по 14 января в Кировске прошла первая конференция по борьбе со снежными лавинами. 13 июля на базе метеорологической службы и службы «снегоборьбы» была организована Снежно-Метеорологическая служба (СМС) во главе с И.К.Зеленым. Так в мире появилась первая противолавинная служба.

Гора Юкспорр

Лавинные очаги горы Юкспорр

Паровоз "ЭМ". Вес около 80 т.

Сход лавины с горы Юкспорр

 

Последствия схода лавины и спасательные работы на месте остановки снежного вала

 

Источник:

Ю.Л.Зюзин. «Хибинская лавиниада», 2009 г.

Материалы историко-краеведческого музея г. Кировска