Главная Мурманск "Мурманский трамвай"

"Мурманский трамвай"

"Мурманский трамвай"

 

Вряд ли француз Поль Декавиль, придумывая свою узкоколейку, чтобы возить свеклу с раскисших полей, предполагал, что его изобретение будет служить не только по грузовой части. А ведь узкоколейка Декавиля достаточно долго была почти единственным общественным транспортом молодого Мурманска.

Как утверждают работники Мурманского архива, «Декавилька» служила в основном для перевозки грузов, но именно она стала первым муниципальным транспортом – «Мурманским трамваем». Дорогу построили англичане в 1918-1919 году. При этом они не считались с нуждами и интересами города. Колею прокладывали, как было удобнее, не глядя на планы градостроителей, и не оглядываясь на жителей города.

«Рабочие для балластировки пути закладывают карьеры в тех местах, где должны пройти улицы города, а местами в кварталах участков, отведенных частным лицам», — возмущался в мае 1919-го комиссар Мурманска Иван Сербинов. — «Кроме того, укладочный материал на некоторых улицах загромождает дороги, переезды через пути устроены так, что могут повлечь несчастья с людьми и лошадьми».

Руководил строительством дороги инженер Фрезер, а командовали дорогой британские военные: полковник Лефевр, а позже его заменил подполковник Томсон. Дорогу протянули на пять вёрст, проложив колею шириной 600 мм. В качестве тяги использовались британские трактора фирмы «Симплекс», работавшие на бензине. В парке «Мурманского трамвая» было 5 машин мощностью 20 лошадиных сил и 2 машины мощностью 40 лошадей. Две последние работали в основном зимой.

Трактор британской фирмы "Симплекс", мощностью 20 лошадиных сил

Когда союзники покинули Мурманск, «Декавилька», вместе с подвижным составом и запасом запчастей перешла в ведение города, став первым и одним из самых выгодных транспортным предприятием города. «Декавилька» перевозила грузы – 80 копеек за пуд.

Но по узкоколейке передвигались не только составы, зимой полотно дороги активно использовали жители города и возчики.

«Мурманский трамвай» ходил по маршруту от Зелёного мыса к району Морской базы, а осенью 1919 года было решено проложить ответвление к Лихтерной пристани. Белогвардейское правительство Мурманска озаботилось тем, что не хватает лошадей для разгрузки пароходов, и было решено использовать узкоколейку. Для дополнительной ветки уже везли шпалы из Чупы и рельсы из Беломорска (Сорока), но планы не удалось воплотить в жизнь – в городе сменилась власть.

Колея "Мурманского трамвая" на улице Володарского.1928 год