Полярный. Александровск-на-Мурмане

История этой гавани, как стоянки кораблей начинается очень давно. Вполне вероятно, что ею пользовались поморы, ходившие на Грумант. Может быть, ею пользовались ещё в начале нашей эры, когда исландцы совершали походы в Биармию. Этого я не знаю. Найду, исправлю.


Что мне известно точно, это в 1740 году тут зимовала русская эскадра из трёх кораблей и одного фрегата. Тогда же тут были построены казармы, и в гавани было устроено место зимовки для кораблей, ходивших из Архангельска в Балтику. В 1764 году тут зимовала экспедиция Чичагова. Тогда-то гавань и была названа Екатерининской, в честь Екатерины II. С 1802 по 1813 тут обреталась Беломорская торговая компания, построившая дома, магазины, погреба и пристань. В конце 19-го века тут зимовали пароходы Архангельского пароходства.

К тому времени, когда в 1894 году С.Ю.Витте побывал в Екатерининской гавани и подал Николаю II записку с предложением организовать там порт, в гавани уже давно прописались корабли. Там были построены дома для зимовки экипажей, склады угля и мастерские по ремонту кораблей.

В 1888 году Д.Н.Островский выпустил «Путеводитель по северу России», в котором прочил Екатерининской гавани блестящее будущее. Островский считал, что Кола не может быть удобным местом для порта, поскольку находится далеко от моря, кроме того, там есть и «естественные неудобства». А Екатерининская гавань защищена отвесными скалами, не замерзает зимой и даже самые большие суда (на тот момент) могут стоять в ней почти вплотную к берегу. Островский приводил и слова А.П.Энгельгарта, который считал, что устроив Екатерининскую гавань, Россия прорубит очередное окно, но уже не только в Европу, а во весь мир.

Железную дорогу, которая тогда была только в планах, собирались строить по западному берегу Кольского залива, а не по восточному, как и было сделано.

А Колчак, который в 1900 году прибыл в Александровск, чтобы в составе Русской экспедиции отправиться на поиски Земли Санникова, писал о гавани так:

"Стоянка в гавани имеет недостаток из-за неважного грунта; у пристаней приходится считаться с достаточно порядочным приливом. Приглубость берега несколько искупает узость рейда, где современным первоклассным крейсерам стоять тесновато. Течения в глубине бухты не сильны и не представляют неудобств. От волнения бухта совершенно закрыта".

Так что мнения действительного статского советника и будущего адмирала слегка расходятся.

Вот только не сложилась судьба Александровска так, как прочил ему Островский. Хоть и стал город центром Александровского уезда (бывшего Кольского), но к 1926 году стал обычным селом, утеряв статус города, и вернул его только в 1939 году. Во время войны, в Александровске находилась главная база Северного Флота, но потом столицей Северного флота стала более молодая Ваенга (Североморск).

Но, если Островский был не прав в своих предположениях и торговый порт в Александровске не построили, то военный – да. В Полярном находится крупнейший порт базирования кораблей Северного Флота.

Екатерининская гавань 1901 год

Крейсер "Аскольд" в Александровске

 


Дорога в Александровск